Главная страница

Как начать ходить под парусами
и самому стать капитаном

Глядя на большие парусные корабли и маленькие юркие яхты, мы успокаиваем себя тем, что это развлечение нам не по карману. Однако мечта встать за штурвал ближе, чем кажется.

Известное заблуждение: выйти в море на парусном корабле может моряк или очень богатый человек. Те, кто так говорит, никогда не слышали о кораблях Tallship – учебных парусных судах, попасть на которые может любой желающий. В мире таких кораблей несколько десятков, но каждый год они берут на борт сотни волонтеров из разных стран.


НАЙДИТЕ КОРАБЛЬ

Если вы решили начать вашу парусную карьеру с отечественных судов, то в вашем распоряжении парусники на службе Российской Федерации: фрегат "Мир" и шхуна "Юный балтиец" из Санкт-Петербурга, фрегаты "Надежда" и "Паллада" из Владивостока, фрегат "Херсонес" из Севастополя. А также главные звезды парусной истории–барк «Крузенштерн» из Калининграда и барк «Седов» из Мурманска. Каждый из этих многомачтовых металлических красавцев имеет свой сайт, где публикуют объявления о наборе волонтеров.

Если вам ближе деревянные парусные суда, похожие на свои исторические прототипы, то обратите внимания на фрегат "Штандарт", копию первого балтийского корабля царя Петра, или корабли судоверфи "Полярный Одиссей", которая строит бригантины на Онежском море.

«На «Штандарт» я попала почти случайно: увидела в интернете картину корабля под всеми парусами и отчаянно захотела на нем побывать. Нашла сайт, написала капитану, а он предложил приехать не раздумывая. Уже через месяц я сошла по трапу на деревянную палубу и впервые увидела над головой огромные белые полотна парусов. Между прочим, когда стоишь на корабле, который качают волны, кажется, что это мир качается вокруг тебя».


ПОДГОТОВЬТЕ ДОКУМЕНТЫ

Даже если корабль отечественный, придется позаботиться о получении визы. Палуба корабля считается территорией той страны, под флагом которой он ходит. Но пока у вас нет паспорта моряка, выходить на берег придется по туристической визе. Для Европы потребуется мультивиза: каждый выход в море означает, что вы покидаете шенгенскую зону, и пограничники в порту могут поставить вам выездной штамп. Но если визы хватит и туристической, то страховку лучше брать не стандартную, а для экстремального спорта. Во время работ на корабле вам придется подниматься на 30-50-метровые мачты, работать с тяжелыми канатами и, если не повезет, встретиться с настоящим штормом.

«В первый мой поход я не взяла страховку. Подумала, что ничего страшного за месяц не случится. Но через неделю выпала пломба. Три дня в море зуб болел ужасно, а на четвертый мы пришли в польский Щецин. Денег на местных врачей не было: впереди маячила перспектива бросить корабль мечты и срочно вернуться домой к отечественному стоматологу. Повезло, что вместе с нами в порт прибыл барк «Крузенштерн»: у них на борту был зубной врач, и команда вошла в мое положение. Теперь, отправляясь в плаванье на корабле, я приобретаю все необходимые страховки».

К страховым случаям по стандартному медицинскому полису относятся лишь заболевания или травмы, наступившие внезапно. Если вы изначально планируете заниматься в путешествии чем-то травмоопасным, то не стоит экономить на дополнительных опциях страхового полиса – затраты окупятся даже при небольшой травме. Полис покрывает расходы по экстренной госпитализации, пребыванию в стационаре, амбулаторному лечению, а также включает затраты на лекарства и медицинские материалы.


СОБИРАЙТЕ МОРСКИЕ МИЛИ

Пребывание на корабле в качестве волонтера не только морская романтика, но и суровая работа. То назначат мыть палубу, то отправят на камбуз чистить картошку. Но главная обязанность моряка - это стоять за штурвалом, управлять парусами и выполнять указания вахтенного офицера. С этих азов начиналась история многих моряков нашей страны - ведь самые большие российские парусники сейчас являются учебными полигонами для курсантов военно-морских училищ. Морские мили, пройденные штатскими на этих судах, учитываются при сдаче морских экзаменов. Когда первые восторги схлынут и захочется чего-то большего, впереди будет не один экзамен по морским дисциплинам. Некоторые из них можно сдать, только пройдя нужное количество морских миль. После любого похода волонтер имеет право попросить у капитана судна подтверждение о своем путешествии на борту, в которое впишут его путь от порта до порта.

«Сейчас я уже ходила на многих кораблях. Правда, считаются только те мили, которые ты прошел в качестве судового матроса, а не пассажира. Стать капитаном большого парусного корабля я пока не могу. Эти корабли либо государственные, и тогда ты должен посвятить себя профессии, чтобы дослужиться до такого звания. Или частные, и тут тебе придется построить такой корабль самому. На долю простых любителей моря остается яхтенный спорт. Я решила пойти именно этой дорогой. До сдачи самого первого экзамена мне даже не пришлось особо напрягаться: к этому времени у соискателя в запасе должно быть 10 дней в море и 200 морских миль за плечами. Конечно, в подтверждение этого я сохранила все документы»





ПРОЙДИТЕ ОБУЧЕНИЕ

В отличие от автомобилей, общемировой системы судовождения не существует. Едиными для всех можно считать только Международные правила столкновения судов в море. По ним судну, идущему под парусом, все должны уступать дорогу. Но, чтобы встать за штурвал своей первой яхты, все равно потребуется сдать на права. Самыми известными школами, которые выдают капитанские корочки, действующие в большинстве стран мира, являются британская RYA (RoyalYachtingAssociation) и американская IYT (InternationalYachtTraining) Worldwide. Для достижения первой капитанской ступени практический курс займет всего неделю.

«Я долго ломала голову, какую школу выбрать. В итоге остановилась на IYT. Во-первых, обучение здесь может вестись на русском языке, тогда как в британской школе пришлось бы сдавать экзамены на английском. Во-вторых, своей яхты у меня нет, значит, я арендую яхты во время своих поездок. Чаще это бывают европейские страны или Турция с Хорватией. А права IYT признаются и там, и в Штатах, и на островах Карибского бассейна. Получается довольно широкая зона охвата. Но надо быть очень внимательным: у этой системы столько школ по всему миру, что качество их обучения не успевают проверять. Получается, что можно просто купить сертификат, а реальные знания не получить. Море такой халтуры не прощает».


ПОЗАБОТЬТЕСЬ О БЕЗОПАСНОСТИ

Нельзя забывать, что парусный спорт не зря считается экстремальным. На воде очень многое зависит от того, кто управляет ситуацией. Море – стихия, которая часто бывает непредсказуема. Даже на самом безопасном паруснике риск получить травму иногда выше, чем в каюте круизного лайнера. Парусный спорт входит в отдельную группу, для которой компания «Ингосстрах» предлагает особые условия страхования. Капитан даже самой маленькой яхты несет ответственность не только за себя, но и за каждого пассажира на борту. Нужно заранее позаботиться не только о страховании жизни, но и страховании имущества.

России не так много возможностей владеть своей яхтой, дешевле арендовать корабль под каждое новое путешествие. А это значит, придется брать на себя обязательства за достаточно дорогостоящий транспорт. Пусть вы - ответственный капитан, никогда не посадите судно на мель и очень аккуратно швартуетесь в порту, но здесь, как и на дороге, вас, к примеру, может поцарапать яхта, стоящая по соседству. Или внезапный шторм набежавшей волной разобьет бор при столкновении с причалом. В путешествии надо быть готовым к любым рисках.

Парусный спорт – доступное развлечение. Но при отсутствии страховки и неудачном стечении обстоятельств он действительно может стать очень дорогим времяпрепровождением. Вы всегда можете застраховать свою яхту на период постройки и дальнейшую эксплуатацию в соответствии с вашими пожеланиями, а также дополнительно оформить полис гражданской ответственности, который связан с причинением вами вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.


ПОВЫШАЙТЕ СВОИ НАВЫКИ

Первые права, которые позволят вам самому встать за штурвал вашего первого корабля - FlotillaSkipper. Это значит, что вам позволено самостоятельно управлять яхтой, если она идет в составе флотилии. Следующая ступень капитанской эволюции - BareboatSkipper или DaySkipper. Такая корочка дает право арендовать яхту для походов в видимости берега в дневное время при хорошей погоде. Если вы все так же горите дальними морскими походами, можно подаваться на Yachtmaster: каждая новая ступень даст возможность все дальше и дальше уходить в открытое море, пока степень Ocean не позволит вам пересечь Атлантику. Настоящий капитан никогда не останавливается на достигнутом.

«Сейчас я имею право отходить от берега на 60 морских миль.Это уже серьезная ступень. При попутном ветре такое расстояние можно, конечно, пройти за 5-6 часов, но мне не обязательно возвращать яхту в порт с наступлением темноты. А значит я могу самостоятельно путешествовать с командой друзей между соседними европейскими странами. Следующая моя цель - океанский рейс. Я пока не решила, хочу ли я принять участие в океанской регате, такой как VolvoOceanRace, или найду хороших попутчиков и решусь на кругосветное путешествие. Ясно одно: если после первого выхода в море любовь к парусам не осталась на берегу, значит она будет длиться вечно. У меня именно так и получается».

Читать другие истории

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОЕЙ МЕЧТОЙ И МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ ЕЕ ОСУЩЕСТВИТЬ

Создайте ваше персональное видео с помощью конструктора, делитесь им в социальных сетях, собирайте лайки и выиграйте призы.

Правила конкурса

Как часто вы отказывались от своей цели только потому, что мир вокруг вас не совершенен?

Мы расскажем вам 7 реальных историй из жизни, которые помогут вам достичь своей мечты.